Загружаем...

Коммиссионинг

Все новые объекты, большие и маленькие, будь то отдельно выделенное помещение для IT-оборудования или огромные центры обработки данных площадью свыше 5000 м², должны перед началом эксплуатации пройти всестороннее тестирование. Это делается для того, чтобы выявить все слабые места инфраструктуры и проверить правильность алгоритмов действий различных систем при штатных и аварийных ситуациях. Разумеется, критически важные объекты требуют в этом плане особого подхода, вплоть до проведения тестирования и ввода в эксплуатацию сторонними, специализирующимися на этом, организациями. Чаще подобные организации и их специалисты нанимаются заказчиком в том числе и для контроля правильности выполненных работ, но иногда они бывают наняты генподрядчиком для независимого анализа деятельности всех технических подразделений и механических систем на объекте, особенно, если предполагается проведение специальной сертификации.

Если объект небольшой или простой, то специалистом по тестированию и вводу в эксплуатацию может быть один человек, а если крупный или сложный, то это должна быть компания, которая сформирует группу специалистов в зависимости от присутствующих на объекте систем. Эта группа должна состоять из достаточного количества инженеров-механиков, электриков и слаботочных инженеров, а также включать в себя менеджера по контролю за документами. Могут потребоваться и инженеры-строители, если структурные изменения объекта являются неотъемлемой частью его дальнейшей эксплуатации. Специалисты данной группы должны хорошо разбираться в строительных требованиях, пусконаладочных работах, и знать особенности обслуживания различного оборудования. Крайне желательно, чтобы данная группа была задействована ещё на стадии проектирования. Её опыт поможет заранее избежать ошибок, устранение которых в дальнейшем может стоить достаточно дорого.

Менеджер по контролю документации в составе группы, о котором упоминалось ранее – порой незаметная, но очень важная фигура процесса ввода объекта в эксплуатацию. Его задача – не только обеспечивать команду инженеров всем необходимым для проверки, но также отвечать за сбор и проверку паспортов оборудования и всей заводской документации, систематизировать и упорядочивать отчётность подрядчиков, сделать её единообразной и прозрачной. (Для этих целей наша компания использует автоматизированную систему отчётности «TMA Systems CMMS» (www.tmasystems.com). В дальнейшем эта система может быть использована для эксплуатации объекта, что положительно скажется на стоимостных показателях.

На этапах проверки оборудования хотелось бы остановиться подробнее.

Как правило, процедура ввода в эксплуатацию основывается на ГОСТ РМК 62381-2016 «СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ В ОБРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ».

Этот стандарт определяет три уровня тестирования:

  • 1 уровень - (FAT) - Заводские приемочные испытания(англ. Factory Acceptance Testing - FAT),
  • 2 уровень (SAT) - Приемочные испытания на месте эксплуатации (англ. Site Acceptance Testing - SAT)
  • 3 уровень (SIT) - Интеграционные испытания на месте эксплуатации (англ. Site Integration Testing - SIT)

В случае объектов с критически важной инфраструктурой, в которых присутствуют элементы резервирования, считается целесообразным использовать уровень 3 (SIT) как подуровень интеграционного тестирования для испытания дублирующих, резервных и вспомогательных систем.

После этого добавляется уровень 4, так называемые "комплексные испытания", которые включают в себя обширное комбинированное тестирование систем. Данный уровень фокусируется как на проверке работоспособности объекта при плановом обслуживании, так и на аварийных действиях, способных вызвать отказ критических компонентов.

Кроме того, если требуется сертификация третьей стороны, например, от «Uptime Institute”, может быть добавлен сертификационный уровень 5 (CERT).

Таким образом, крайне желательно, чтобы проверка инфраструктуры критически важных объектов имела следующую структуру:

Уровень 1 - Заводские приемочные испытания (FAT)

Основная задача FAT – практическое подтверждение работоспособности и соответствия заявленным характеристикам изготовленного оборудования. Этот уровень сопровождается документами, детально описывающими процесс испытания единицы оборудования на заводе-изготовителе и фиксирующими все измеренные параметры. Документы этого уровня имеют ориентирующий, референсный характер для инженеров группы тестирования, даже если некоторые из них присутствовали лично на заводских испытаниях.

Уровень 2 - Приемочные испытания на месте эксплуатации (SAT)

Данный уровень проводится представителем производителя оборудования непосредственно на объекте и заключается в испытании каждой единицы оборудования. Данный уровень подтверждается документами, менее подробными, чем при FAT, но часто бывает, что результаты и документы процедуры SAT являются неполными или даже «секретными». Причина такого «засекречивания» обычно кроется в том, что многие современные производители продают оборудование по заниженным ценам, но намереваются получать прибыль от обслуживания проданного оборудования. Отсутствие детальных данных приводит к тому, что только представитель производителя может обеспечить качественный сервис, диктуя любую цену за это «привязанному» покупателю, от которого ревностно охраняют всю информацию об эксплуатации, так как у представителя производителя могут возникнуть опасения, что управляющий персонал может передать техническое обслуживание на аутсорсинг другим компаниям или взять на себя некоторые мероприятия по техническому обслуживанию.

Учитывая вышесказанное, важно, чтобы ещё на этапе подбора оборудования контракты на его покупку, включающие предложение на 3-5 лет обслуживания, были сравнены специалистами, имеющими опыт работы с различными производителями, с другими предложениями для того, чтобы дать Заказчику ясную общую «стоимость владения» перед покупкой того или иного бренда.

Еще одна проблема заключается в том, что документация SIT и SAT может быть не на русском языке, или перевод может быть плохим. Поэтому необходимо, чтобы группа по вводу в эксплуатацию умела работать с документацией на разных языках. Если возможно, нужно получать SAT-документы на языке производителя в дополнение к русской версии.

Все эти «трудности» составляют ежедневную работу группы по вводу в эксплуатацию.

Уровень 3 - Интеграционные испытания на месте эксплуатации. (англ. Site Integration Testing - SIT)

Это тестирование предназначено для проверки подсистем перед комплексными испытаниями. Другими словами, поверяется единица оборудования в связке с системами, зависящими и зависимыми от неё. Испытания должны проводиться в условиях, максимально приближенных к реальным условиям. К примеру, аварийные генераторы должны быть протестированы при полной функционирующей топливной системе, включающей многие компоненты, а не только на дневных топливных баках; статические ИБП – в сочетании с генераторами, для того, чтобы быть уверенными, что гармонический эффект не приведёт к нежелательным эффектам.

Планы проведения данного уровня тестирования и его результаты подтверждаются соответствующими документами, которые готовит менеджер по вводу в эксплуатацию. Перед проведением данного уровня план согласовывается со всеми задействованными подрядчиками и заказчиком, который должен утвердить связанные с испытаниями расходы (топливо, электроэнергия, оборудование для создания энергетической нагрузки, сверхурочная оплата сотрудников, и т.д.).

ПРИМЕЧАНИЕ: при строительстве объекта бюджет на ввод в эксплуатацию должен быть включен в стоимость строительства. Если группа по вводу в эксплуатацию будет правильно интегрирована ещё на стадии проектирования, общая стоимость владения строительства/эксплуатации объекта может быть значительно снижена.

Затраты на ввод в эксплуатацию могут быть приблизительно оценены на основе стоимости отдельных типов систем или стоимости строительства на сегодняшний день, как показано в таблице ниже:

Наименование системы Стоимость ввода в эксплуатацию
ОВиК и управление от 2,0% до 3,0% от общей стоимости систем
Электрические системы от 1.0% до 2.0% от общей стоимости систем
ОВиК, управление и электрические системы 0,5% до 1,5% от общей стоимости строительства

Стоимость, естественно, увеличивается со сложностью и критичностью объекта.

Уровень 4. Комплексные испытания

Комплексные испытания являются обязанностью специалистов по вводу в эксплуатацию. Эти испытания должны быть всеобъемлющими, агрессивными и тщательно задокументированными. Конечно, до проведения этого уровня, специалисты по вводу в эксплуатацию должны ознакомиться с любыми требованиями и пожеланиями третьей стороны, т.е. производителей оборудования, строителей и др., чтобы быть уверенными, что сертификационные испытания пройдут без чрезвычайных происшествий.

Комплексные испытания должны состоять из серии испытаний для обеспечения и демонстрации следующих составляющих:

  • Величин, соответствующих проектным требованиям Заказчика.
  • Правильной последовательности операций при работе оборудования и его компонентов.
  • Правильного построения системы оперативного управления (АСДУ, АСУЗ, локальных контроллеров)
  • Соответствия пожарной безопасности
  • Возможности регулирования тепла, воздуха, охлаждения.

К тому времени, когда объект будет готов к комплексным испытаниям, уже должен быть подобран персонал для дальнейшей эксплуатации объекта. Данная группа должна осуществлять большую часть деятельности самостоятельно, но сначала находиться под контролем специалистов по вводу в эксплуатацию. Комплексные испытания – это, может быть, единственное время, когда специалисты будут иметь возможность моделировать и проводить почти реальные аварийные ситуации и иметь практически отработанный алгоритм действий по выходу из них.

Специалист по вводу в эксплуатацию также должен подготовить к передаче:

  • Оценку работы подрядчиков
  • Полученные и систематизированные руководства по эксплуатации (конкретные для проекта)
  • Данные по ремонтопригодности / сервисопригодности оборудования
  • Данные по профилактическому обслуживанию (процедуры и графики)
  • Список деталей (запасных частей)
  • Значимые для эксплуатации и обслуживания чертежи
  • Данные по гарантийным обязательствам

Основное преимущество процедуры ввода в эксплуатацию – снижение дальнейших затрат. Недавние исследования показывают, что в среднем эксплуатационные расходы здания, которое было введено в эксплуатацию, на 8-20 процентов ниже, чем расходы здания, не прошедшего последовательности операций введения в эксплуатацию.

КОНТАКТЫ

  • Общество с ограниченной ответственностью «ОМКcервис» ИНН 9729067137
  • Адрес местонахождения
    Москва, Хлебный переулок 2/3 стр.2 офис 8
  • Email
    support@omkontrol.com
Cпасибо за заявку!

ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?